Руководство по корпоративному налогообложению в Черногории 2026
Черногория выделяется как одна из самых привлекательных юрисдикций Европы по корпоративному налогообложению. 2026. Предлагая прогрессивную структуру корпоративного налога, которая начинается всего с 9%В стране создается конкурентная среда для налоговой оптимизации, привлечения транснациональных корпораций, холдинговых структур и цифрового бизнеса.
Шкала прогрессивного корпоративного подоходного налога (CIT)
В Черногории корпоративный подоходный налог рассчитывается по прогрессивной шкале на основе налогооблагаемой прибыли компании:
- Прибыль до 100 000 евро: Облагается налогом по фиксированной ставке 9%.
- Прибыль от 100 001 евро до 1 500 000 евро: Облагается налогом в фиксированной сумме 9 000 евро + 12% на сумму, превышающую 100 000 евро.
- Прибыль свыше 1 500 000 евро: Облагается налогом в фиксированной сумме 177 000 евро + 15% на сумму, превышающую 1 500 000 евро.
Даже при самой высокой прогрессивной шкале (15%) корпоративный налог в Черногории остается значительно ниже, чем средние ставки в Западной Европе, где корпоративные налоги обычно варьируются от 20% до 30%. Например, корпоративный налог в Турции установлен на уровне 25% (при этом финансовые учреждения платят до 30%), а структура личных/корпоративных доходов в странах ЕС с высокими налогами может превышать 35%.
Определение налогооблагаемой прибыли и вычетов
Налогооблагаемая прибыль компании определяется путем корректировки бухгалтерской прибыли в соответствии с Законом о подоходном налоге с предприятий.
- Вычитаемые расходы: Большинство расходов, связанных с бизнесом, включая заработную плату, аренду, рекламу, проценты по бизнес-кредитам и амортизацию активов, полностью не подлежат налогообложению.
- Невычитаемые расходы: Личные расходы сотрудников или акционеров, чрезмерные представительские расходы (только 1 % от общего дохода вычитается за развлекательные/деловые обеды), а также налоги, уплаченные в других юрисдикциях, как правило, не подлежат вычету.
Перенос налоговых убытков
Если ваша компания зарегистрирует налоговый убыток в каком-либо году, этот убыток может быть перенесен в счет налогооблагаемой прибыли на срок до пяти лет подряд. Это очень выгодно для стартапов и застройщиков недвижимости, которые несут высокие первоначальные затраты на установку, прежде чем получать чистую прибыль.
Удерживаемый налог (WHT)
Когда черногорская компания осуществляет выплаты юридическим лицам-нерезидентам, налог у источника в размере 15% применяется к:
- Дивиденды и распределение прибыли.
- Роялти и сборы за интеллектуальную собственность.
- Процентные выплаты по кредитам.
- Плата за консультационные, маркетинговые и аудиторские услуги.
Однако, если у Черногории есть Соглашение об избежании двойного налогообложения (DTAA) со страной получателя, ставка налога у источника дохода часто снижается до 5% или 0%.
Сроки и соблюдение
- Налоговый год: Налоговый год совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).
- Срок подачи документов: Компании должны представить свои корпоративные налоговые декларации и финансовую отчетность в Налоговое и таможенное управление до 31 марта следующего года.
- Платежи: Налоговые обязательства должны быть погашены в полном объеме в день подачи налоговой декларации.